В эпоху консольных войн между Xbox 360 и PlayStation 3 серия Grand Theft Auto оставалась одним из главных козырей Sony. Предыдущие части — GTA III, Vice City и San Andreas — выходили эксклюзивно на PlayStation, укрепляя позиции консоли. Однако Microsoft под руководством Питера Мура, корпоративного вице-президента по развлечениям и устройствам Xbox, решила сломать эту традицию. Они «поставили на кон всё», чтобы GTA IV вышла на Xbox 360, и это стало поворотным моментом для платформы.
Жёсткие переговоры: деньги, риски и эксклюзивный контент
Переговоры велись командой Мура, включая менеджера по аккаунтам Джорджа Пекхэма. Rockstar и их издатель Take-Two Interactive в Нью-Йорке сомневались: стоит ли перекладывать ресурсы разработки на Xbox SDK, рискуя провалом платформы? Microsoft предложила не просто деньги — полное покрытие затрат на разработку и компенсацию упущенной выгоды.
«Деньги важны, но им нужно было убедиться, что их ресурсы на Xbox SDK не пропадут зря, если консоль провалится»
— вспоминает Мур. Если Xbox 360 не взлетит, Rockstar потеряет время, которое могло уйти на PS3.
Сделка включала элементы эксклюзивности для Xbox 360: специальные карты, пасхалки и другие фичи, недоступные на PS3. Кульминацией стал публичный перформанс — на E3 2007 Питер Мур сделал татуировку с логотипом GTA IV и показал её сцене, символизируя обязательства и преданность Microsoft.

«Нам нужна была GTA. Нам нужна эта франшиза и всё будущее от Rockstar на нашей платформе. Мы поставили на кон всё и заключили сделку, и конечно, понадобилась татуировка»
Хотя базовая версия GTA IV вышла одновременно на Xbox 360 и PS3 в апреле 2008 года, Microsoft дополнительно заплатила около $50 млн за эксклюзивный ранний релиз двух DLC — The Lost and Damned и The Ballad of Gay Tony, — которые вышел на 360 на год раньше чем на PS3. Это укрепило позиции платформы в онлайн-сообществе Xbox Live.
Влияние на GTA IV и серию: прорыв на мультиплатформу

Для Rockstar переход GTA IV на Xbox 360 открыл новые рынки. Игра побила рекорды: $310 млн в первый день, $500 млн за неделю — самый быстрый старт в истории развлечений на тот момент. Общие продажи превысили 25 млн копий к 2013 году, сделав GTA IV одной из лучших игр на обеих консолях.
Ранние DLC для Xbox так-же усилили продажи, продлив жизнь игре. Серия GTA вышла из PS-эксклюзивности, что позволило Rockstar масштабировать хиты вроде GTA V (205 млн копий). Без сделки с Microsoft GTA IV могла остаться эксклюзивом Sony.
Продажи GTA IV на Xbox 360: лидер поколения
Xbox 360 версия стала самой продаваемой: по данным VGChartz и других источников, продажи за всё время составили около 11,1–11,2 млн копий. Для сравнения, в США за первый месяц — 1,85 млн на Xbox 360 против 1 млн на PS3. Это сделало GTA IV топ-5 бестселлером на платформе, опередив многих эксклюзивов.
Сделка Мура с Rockstar не просто принесла хит — она перевернула рынок, сделав Xbox 360 королём поколения.



